История и серфитикаты
Инновации
Видеоролик
Вакансии
Новости
Новости в интернет
Статьи о напылении и наплавке
Книги
Патенты
Предложения партнёрам
Партнёры
Контакты
Полезные ссылки
Достижения
Восстановление изношенных деталей сельхозтехники

Краткое обобщение опыта восстановления деталей

До 70% затрат на ремонт с/х техники приходится на приобретение новых запасных частей взамен предельно изношенных. Предельные износы 85% деталей не превышают 0,3 мм, причем многие из них имеют остаточные ресурсы 60% и более и только 20% деталей тракторов, поступающих в ремонт, подлежат окончательной выбраковке. Остальные можно восстановить, причем себестоимость восстановления составит 15...70% себестоимости изготовления.

В экономически развитых странах на рынке запасных частей восстановленные детали преобладают, они в 1,5...2,5 раза дешевле новых, а по ресурсу, как правило, не уступают им. Это достигается, прежде всего, за счет участия в нем фирм, производящих машины и специализированных фирм по восстановлению изношенных деталей. Например, на мотороремонтном заводе английской фирмы "Бинз Индастриз Лимитед" ремонтируют ежегодно около 60 тыс. двигателей типа "Форд" и восстанавливают блоки цилиндров, головки блоков, коленчатые и распределительные валы, шатуны, гильзы и другие дорогостоящие детали. Аналогично поставлено восстановление деталей на ремонтных заводах кампании "Перкинс" и других. Разработка технологий, оборудования и материалов документации на восстановление деталей проводят в исследовательском центре, насчитывающем около двух тысяч специалистов, а также в исследовательских лабораториях, находящихся в различных странах.

Безотказность машин определяется стабильностью ресурсов восстановленных деталей, которая зависит от правильного выбора способа восстановления и строгого соблюдения технологического процесса.

Из-за удорожания техники и запасных частей к ней и резкого снижения покупательной способности сельских товаропроизводителей АПК республики, восстановление изношенных деталей является самым доступным способом поддержания парка машин в работоспособном состоянии.

В представленных ниже материалах приведен перечень рекомендуемых для восстановления деталей тракторов и сельхозмашин в условиях МТС, способы восстановления и перечень необходимого оборудования и материалов.

Номенклатура и способы восстановления деталей

При определении восстанавливаемых деталей, лимитирующих работоспособность сельскохозяйственной техники, устанавливались данные по расходузапасных частей, показатели стабильности ресурса, коэффициенты восстановления деталей. Стабильность ресурса оценивалась как отклонение значений ресурсов отдельных деталей одного наименования от среднего их значения. В номенклатуру восстанавливаемых деталей включены те детали, суммарная стоимость которых составляет 70% от общей стоимости годового комплекта запасных частей по данной машине или агрегату. Обычно количество запасных частей, лимитирующих работоспособность машины, не превышает 8-15% общего количества запасных частей. Вот поэтому при ремонте машин нужно в первую очередь рассматривать номенклатуру этих деталей на возможность их восстановления. Способы восстановления выбирались исходя их затрат на восстановление деталей, загрузки оборудования, стоимости и возможности приобретения этого оборудования, а также возможной централизации работ по восстановлению деталей.

Следует особо отметить, что вариация стабильности ресурсов восстанавливаемых и новых деталей очень сильно влияет на надежность машин. Например, если ресурс коленчатого вала варьирует на 40% от среднего значения, например, 9500 часов, то в процессе эксплуатации 100 двигателей до наработки 1500 ч выйдет из строя не более одного вала, а если мы восстановили коленвалы с таким же средним ресурсом в 9500 часов, но вариация ресурсов отдельных коленвалов от среднего составляет 90%, то в процессе эксплуатации из 100 двигателей до этой наработке выйдет из строя уже 12 коленвалов. Примером могут служить некоторые машины бывшего Союза, которые имея хорошие средние показатели ресурсов отдельных деталей, имели низкие показатели надежности, поскольку в процессе изготовления деталей и сборки машины не соблюдались полностью технологические процессы.

В таблице 1 приведена основная номенклатура, способы, оборудование и материалы для восстановления деталей. Этот перечень был скорректирован с учетом мнения специалистов.

Таблица 1 Номенклатура и способы восстановления деталей
Наименование деталейОсновные дефектыСпособ восстановленияМатериал покрытия Потребность на деталь,кгРасход на 1 деталь, кВт-ч Трудоем. восстановления, чел-ч
Гильзы цилиндровИзнос:
внутренней поверхностиЭКПЛист Ст 40Х или Ст.450,624 1,3
внутренней поверхностиСВЛист или лента У7А (У10А) 0,400,15 0,30
внутренней поверхностиРР0,12
верхнего буртаГПНПорошок ПТ-19Н-04 ПГ-19М-01 0,12-0,3
посадочных поясковГПНПорошок ПТ-19Н-04 ПГ-19М-01 0,12 0,15-0,4
Блоки цилиндровИзнос:
коренных опорЭКП*Лист СТ.зо 1,63,5 0,9
АДН**ОЗА-2 1,13,0 0,7
поверхностей под гильзыРасточка, постановка втулокЛист Ст.3 1,80,4 0,6
трещиныСП*Проволока ПАНЧ-11 0,160,8 1,0
АДС*Электрод ОЗА-20,7 0,8
Валы коленчатыеИзнос:
шеек коренных и шатунныхЭДНПроволока НП-30ХГСА 2,918 8,2
ПДНСтальные ПХ20Н80 1,511 5,2
РР4,0 3,8
поверхностей под шкивы и шестерниНСУПроволока Св-18ХГА 0,60,5 1,1
Головки цилиндров
трещиныСППроволока ПАНЧ-11 0,090,7 0,7
АДСЭлектрод ОЗА-2 0,070,6 0,6
короблениеШ
Пальцы поршневыеИзнос по наружному диаметруТР0,04 0,12
Валы распределительныеИзнос:
кулачковПНПроволока ПГ-ХН80СРЗ 0,154,5 2,0
опорных шеекПНПроволока ПГ-У30Х28М 0,184,0 1,3
Клапаны впускной, выпускнойИзнос:
фасокИНПорошок ПХ20Н80-1 0,051,60 0,14
Распылители форсунокИзнос:
конусов иглы и корпусаШ+ППаста АСМ 0,00030,12 0,45
ШатуныИзнос:
поверхностей под вкладышиГПХлористое железо 0,0060,9 0,6
Картеры: маховика и муфтсцепленияИзнос:
отверстий под подшипники, гнезд под стартер, трещиныАДНЭлектроды ОЗА-20,8 1,1
Валы карданныеИзнос:
шлицевЭДНПроволока НП-30ХГСА 0,251,5 1,3
внутренних поверхностей под подшипникиНСУПроволока Св-18ХГА 0,090,7 0,6
Вилки скользящие (фланец вилки)Износ:
внутренних поверхностей под подшипникиНСУПроволока Св-18ХГА 0,090,7 0,5
Крестовины карданных передачИзнос:
поверхностей под роликоподшипникиРПроволока Св-18ХГА 0,090,65 0,2
Колеса направляющиеИзнос:
ободовЭДНПроволока Св-18ХГА 1,22,7 0,35
поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,082,8 0,30
зубьевНСУПроволока НП-30ХГСА 5,14,2 2,5
отверстий под валНСУПроволока НП-30ХГСА 0,120,6 0,3
Оси направляющие колес и коленчатаяИзнос:
поверхностей подшипников под втулки и подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,092,5 22
Балансиры внешний и внутреннийИзнос:
поверхностей под подшипники и втулкиЭКПЛист Ст.30 0,082,8 0,30
Валы ведущих мостов, полуосиИзнос:
шлицевЭДНПроволока Св-18ХГА 1,64,3 0,70
поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,123,0 0,20
Оси катков опорныхИзнос:
поверхностей под подшипники и каткиЭКПЛист Ст.30 0,092,5 0,26
Катки опорныеИзнос:
ободаЭДНПроволока Нп-50 1,64,6 0,33
поверхности отверстия под осьпостановка втулкиЛист Ст.30 0,150,70 0,28
Барабаны и шкивы тормозныеИзнос и задиры на рабочей поверхностиЭДНЭлектрод СЗЧ-2 1,31,4 0,40
Валы коробок передачИзнос:
шлицевЭДНПроволока Св-18ХГА 0,951,5 0,85
поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,142,8 0,22
Валы муфт сцепленияИзнос:
шлицевЭДНПроволока Св-18ХГА 0,402,3 0,85
поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,102,0 0,18
Корпуса коробок передачИзнос:
поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,285,5 1,2
трещиныСПЭлектрод ПАНЧ-11 0,060,33 0,5
Корпуса трансмиссийИзнос:
поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,224,0 1,1
трещиныСПЭлектрод ПАНЧ-11 0,060,27 0,4
Полурамы тракторовИзнос отверстий вертикального шарнира, отверстий под шарнир гидроцилиндровРасточка, постановка втулокЛист Ст. 30 1,10,5 1,4
Трубы шарнировИзнос отверстий под палецРасточка, постановка втулокЛист Ст.30 0,75,2 1,1
Опора промежуточнаяИзнос:
шлицев валаЭДНПроволока Св-18ХГА 1,10,6 0,9
поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,202,8 0,4
трещины корпусаСПЭлектроды ПАНЧ-11 0,100,18 0,20
Диски вала ведущего коробки передач К-700А, К-701Износ по толщине, короблениеТермофиксация, шлифование0,10 0,02
Диск нажимной К-700А К-701Износ поверхностей под уплотнительные кольцаСВЛента Ст.65Г 0,90,20 0,22
Цапфы поворотныеСмятие и износ шлицевЭДНПроволока Св-18ХГА 0,401,5 0,7
Износ поверхностей под подшипники и втулкиЭКПЛист Ст.30 0,304,8 0,4
Картеры ведущих задних мостовИзнос поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.30 0,185,8 0,42
трещиныСППроволока ПАНЧ-11 0,073,0 0,4
Кулаки поворотныеИзнос поверхностей под подшипникиЭКПЛист Ст.45 0,083,2 0,36
Шкворни поворотных кулаковИзнос по диаметруГПХлор. Железо 0,020,8 0,4
Рукава полуосейИзнос:
поверхностей под подшип-киЭКПЛист Ст.30 2,45,0 0,48
поверхностей под корпус мостаЭКПЛист Ст.30 2,43,8 0,32
износ шлицев (К-700)ЭДНПроволока Св-18ХГА 2,03,5 0,40
Ножи плоскорезов типа КГП-02(01). .000АИзнос лезвийЭДНПорошок ПГ-УС25 (ПН-У50Х38Н) 0,83,0 0,6
Лапы культиваторовИзнос лезвийНДПорошок ПН-У5038Н 0,41,5 0,4
Обозначения в гр.2:

Оборудование для восстановления деталей

Восстановление лемехов, лап культиваторов, ножей плоскорезов целесообразно наладить в каждой области, на базе хорошо оснащенных МТС, совмещая восстановление этих деталей с восстановлением тормозных барабанов и шкивов.

Установок для восстановления поршневых пальцев и крестовин карданных валов достаточно иметь по одной в республике. Небольшие габариты и масса этих деталей, а также сравнительно низкий коэффициент охвата их восстановления, не приведут к высоким транспортным издержкам. Но для рациональной организации восстановления этих деталей необходимо иметь межрайонные пункты.

Основные этапы подготовки производства

Основные направления деятельности КазНИТИЭРсхт

Казахский научно-исследовательский технологический институт эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники (КазНИТИЭРсхт) организован в 1962 году (до 1992 года - Целинный филиал ГОСНИТИ, г. Москва). Институт имеет статус республиканского государственного казенного предприятия, задачей которого является разработка, пропаганда и участие во внедрении в производство прогрессивных технологических процессов, оборудования и оснастки для технического обслуживания, диагностирования, ремонта сельскохозяйственной техники и восстановления изношенных деталей, обеспечивающих повышение эффективности использования машино-тракторного парка в АПК Республики Казахстан.

В настоящее время в составе института действуют 7 научно-исследовательских лабораторий, в том числе аккредитованная Госстандартом РК лаборатория по сертификационным испытаниям моторных масел. Имеются конструкторский отдел и экспериментально-производственный участок, оснащенный необходимым набором металлорежущих станков, оборудования, приборов и средств измерения и контроля качества изделий.

В лабораториях института в настоящее время проводятся исследования по следующим направлениям научного обеспечения АПК республики:

В целях пропаганды результатов завершенных НИЭКР и оказания практической помощи сельским товаропроизоводителям на базе лаборатории института созданы рабочие места:

Институт изготавливает собственными силами и реализует потребителям по прямым договорам товарную научно-техническую продукцию (образцы РТО) 24 наименований.

При институте создан и действует консультативно-информационный центр по вопросам создания машино-технологических станций (МТС), который оказывает методическую и практическую помощь юридическим и физическим лицам по данному вопросу. В выставочно-коммерческом зале института организована постоянно действующая выставка разработанных в последние годы опытных образцов РТО, восставленных деталей, рекламных щитов.

Соломкин А.П., Комаренко П.А.,и Бабушкин В.А.

Упрочнение | Защита от коррозии и износа | Восстановление | Оборудование | Технологии | Материалы
Сделать стартовой эту страницу или
добавить её в закладки.
  Rambler's Top100 Яндекс.Метрика