Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/tspcru/tspcru/old/361d6f340e506c5087922aa27fa02e68/sape.php on line 193

Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/tspcru/tspcru/old/361d6f340e506c5087922aa27fa02e68/sape.php on line 195

Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/tspcru/tspcru/old/361d6f340e506c5087922aa27fa02e68/sape.php on line 197

Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /home/tspcru/tspcru/old/361d6f340e506c5087922aa27fa02e68/sape.php on line 199
Катодная защита
 
Введение
Высокоскоростное (HVOF, HVAF) напыление
Газопламенное напыление
Плазменное напыление
Электродуговая металлизация
Наплавка
Детонационное напыление
Модернизация комплексов вакуумного напыления
Вакуумное напыление
Словарь терминов ГТН
ГОСТы, Справочники
Статьи о напылении и наплавке
Плазменная наплавка
Напыление с оплавлением самофлюсующихся материалов
Напыляемые формы
Суперфиниш
Катодная защита

Сдвиг потенциала металла может быть осуществлен с помощью внешнего источника постоянного тока (станции катодной защиты) или покрытием с помощью напыления, плакирования металлом, более электроотрицательным по своему электродному потенциалу (так называемый протекторный анод). При этом поверхность защищаемого образца (детали конструкции) становится эквипотенциальной и на всех ее участках протекают только катодные процессы, а анодные, обусловливающие коррозию, перенесены на вспомогательные электроды. Если, однако, сдвиг потенциала в отрицательную сторону превысит определенное значение, возможна так называемая перезащита, связанная с выделением водорода, изменением состава приэлектродного слоя и др. явлениями, что может привести к ускорению коррозии. В последние годы катодную защиту, как правило, совмещают с нанесением защитных покрытий. 

Катодную защиту широко применяют для защиты от морской коррозии. Гражданские суда защищают с помощью А1-, Mg- или Zn-протекторных анодов, которые размещают вдоль корпуса и вблизи винтов и рулей, с помощью газотермического напыления тех же материалов. Конструкция анодов должна обеспечивать их защиту от механических повреждений (например, в ледовых условиях). 

Особенно важно использование катодной защиты для стационарных нефтегазопромысловых сооружений, трубопроводов и хранилищ к ним на континентальном шельфе. Подобные сооружения не могут быть введены в сухой док для восстановления защитного покрытия, поэтому электрохимическая защита является основным методом предотвращения коррозии. Морская нефтепромысловая вышка, как правило, снабжена в своей подводной части протекторными анодами (на одну вышку приходится до 10 т и более протекторных сплавов) либо защищается с помощью газотермического напыления металлических покрытий.

Широко распространена катодная защита подземных сооружений. Практически все магистральные и городские трубопроводы, кабели, подземные хранилища и скважины, особенно в засоленных грунтах, снабжены устройствами для катодной защиты в сочетании с защитными покрытиями. Как правило, электрохимическая защита осуществляется от станций катодной защиты, либо с помощью напыления, протекторные аноды применяются крайне редко. Потенциал сооружения контролируют по сульфатно-медным электродам сравнения; ток катодной защиты периодически регулируют, исходя из потенциала защиты в разл. точках сооружения. По мере разрушения защитного покрытия ток защиты увеличивают. Протекторные аноды м. б. изготовлены из железокремниевых сплавов или графитопластов, снабжаются околоанодной засыпкой (кокс, уголь) для снижения общего сопротивления растеканию тока с анода в землю. По мере удаления анода от защищаемого сооружения увеличивают необходимое напряжение защиты (обычно до 48 В, для сильно удаленных анодов до 200 В), при этом улучшается распределение защитного тока. Для защиты разветвленных городских сетей или для совместной защиты неск. сооружений применяют глубинные аноды, расположенные под землей на глубине 50-150 м. 

Важное значение имеет электрохимическая защита подземных сооружений в поле блуждающих токов, основная причина возникновения таких токов - работа электротранспорта, реже - заземление электрооборудования. Борьба с коррозией в этих условиях сводится к контролю потенциала и установке дренажных устройств, обеспечивающих электрич. соединение источников токов утечки с защищаемым сооружением. Используют автоматич. дренажные устройства с включением и выключением в соответствии со значением защитного потенциала. Такие дренажные устройства обеспечивают надежную защиту вне зависимости от изменения знака потенциала на защищаемом сооружении. 

Катодную защиту стальной арматуры в железобетоне применяют для свай, фундаментов, дорожных сооружений (в т. ч. горизонтальных покрытий) и зданий. Арматура, сваренная, как правило, в единую электрическую систему, корродирует при проникновении в бетон влаги и хлоридов. Последние могут попадать в результате воздействия морской воды или использования солей-антиобледенителей дорожных сооружений, применения хлоридов для ускорения твердения бетона. Весьма эффективна санация бетона старых зданий с установкой катодной защиты. При этом устанавливают первичные аноды из кремнистого чугуна, платинированных титана или ниобия, графита, титана с металлооксидным покрытием, к-рые обеспечивают подвод тока к вторичным (распределительным) анодам (титановой сетке с металлооксидным покрытием или электропроводящим неметаллич. покрытием, титановому стержню с покрытием), расположенным вдоль всей пов-сти сооружения и закрытым сверху относительно тонким слоем бетона. Потенциал арматуры регулируют, изменяя внешний ток.

Разрабатываются способы катодной защиты кузовов транспортной техники (автомобилей). Протекторные аноды используют для защиты отд. декоративных элементов кузова, при этом электронные устройства обеспечивают постоянный или импульсный ток; аноды, наклеиваемые на кузов, изготавливают из электропроводящего полимера (напр., графитопласта, углепластика) или нержавеющей стали. Для увеличения зоны действия защиты необходимо размещать аноды в наиб. коррозионноопасных точках или использовать электропроводящую окраску.

Перейти к оглавлению словаря терминов по напылению, наплавке и защитным покрытиям


Реклама:
Упрочнение | Защита от коррозии и износа | Восстановление | Оборудование | Технологии | Материалы
Сделать стартовой эту страницу или
добавить её в закладки.
  Rambler's Top100 Яндекс.Метрика